Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 касательно оплаты тепловой энергии по индивидуальному прибору учета
Конституционный Суд РФ закрепил право граждан экономить тепловую энергию. Слушание дела о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев 3 и 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состоялось 14 июня 2018 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Деминца Сергея Николаевича.
История вопроса
Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию здание было оснащено коллективным прибором учета тепловой энергии, а также все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета. Со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета - путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. Показания исправных счетчиков гр-на Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.
Требование заявителя произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний суды общей юрисдикции отклонили.
Позиция заявителя
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей. Гр-н Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги.
Позиция Суда
Эксплуатация многоквартирного дома связана с расходом энергетических ресурсов, направленных как на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей помещений, так и на общедомовые нужды. В целях защиты экологии и экономии расходов некоторые затраты можно снизить энергосбережением и в доме в целом, и в его отдельных помещениях. Для этого Правительство РФ приняло Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ, направленную на стимулирование развития систем учета коммунальных ресурсов (в частности, счетчиков) и утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Приоритетное значение приобрело правовое регулирование, учитывающее потребление тепла в отдельных помещениях. Однако некоторые положения данных Правил фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей, а также повлекли за собой рост потребления тепла, его перепроизводство и негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
Дело заявителя в судах первой инстанции подлежит пересмотру.
Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик РУДКИН Юрий ДмитриевичИтог:
Начиная с 10 июля 2018 года граждане, проживающие в МКД, в которых установлены исправно работающие коллективные приборы учета тепла, и в квартирах которых (даже в одной квартире) установлены исправно работающие счетчики тепла, вычислители тепла с исчислением потребления тепла в кВтч, ГДж, Гкал или распределители тепла с вычислением потребления тепла в УЕ при их установке не менее чем в 50% помещений МКД, должны рассчитываться УО, ТСЖ, ЖСК и РСО только по показаниям счетчиков тепла, вычислителей тепла или распределителей тепла по формуле 3 (3) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 №354.
Остальные граждане в МКД, не имеющие счетчики тепла, должны платить за тепло по нормативам.
Несоблюдение указанного порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, санкция по которой влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц - от 250 тысяч до 300 тысяч рублей (источник: https://citytraffic.ru/news/full/37233).
Ниже приводятся действующая формула 3 (3) и новые формулы из проекта ПП РФ №354.
Приложения:
- Формула 3 (3) расчетов за тепло при установленных и исправно работающих счетчиках тепла (теплосчетчиков и вычислителей тепла с исчислениями в кВтч, ГДж, Гкал, установленных даже в одной квартире, и распределителей тепла при их установке не менее чем в 50% помещений) в менее чем 100% помещений МКД даже в одной квартире при наличии исправного коллективного счетчика тепла в МКД, действующая с 10 июля 2018 года по решению Конституционного Суда РФ до принятия Постановления Правительства РФ с изменениями в ПП №354
- Проект Постановления Правительства РФ с формулами для расчетов за тепловую энергию по показаниям в кВтч, ГДж, Гкал счетчиков тепла и вычислителей тепла (при оснащении ими даже одной квартиры) и распределителей тепла с вычислением потребления тепла в условных единицах тепловой энергии (УЕ) при оснащении ими не менее 50% помещений в МКД с пересчетом показаний из УЕ, в кВтч, ГДж, Гкал.
- Предложение ООО "Техем" по изменениям в законодательстве в связи с Постановлением КС РФ.
- Предложение ООО "Техем" по изменениям в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в связи с Постановлением КС РФ.