Платежи в ЖКХ зашкаливают. Что делать.
О ПРОЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме», ID проекта 02/07/12-17/00075989 на сайте http://regulation.gov.ru
Платежи в ЖКХ зашкаливают, нужно незамедлительно вводить регулирование и вводить ограничение по коммунальным платежам.
В.Путин
Волна протестов граждан против необоснованного повышения платежей за тепло прокатилась по крупным городам всей страны в начале 2017 года и после выхода скорректированного Постановления Правительства от 6 мая 2011 года №354 (далее ПП№354). По итогам первых двух месяцев 2018 года подавляющее количество граждан обнаружили в платежках за услуги ЖКХ с ни чем не обоснованным повышением оплаты тепла более чем на 50% в сравнении с предыдущим годом.
В ответ на требования Президента РФ В.В.Путина в декабре 2017 года о вводе ограничения по необоснованно растущим коммунальным платежам в ЖКХ, особенно по отоплению, Минстрой России, наконец, выступил с предложением скорректировать ПП354*, что позволит гражданам ставить квартирные приборы учёта тепла от одной квартиры, а не как сейчас – только во всех 100% квартир.
Естественно, эти сообщения были позитивно приняты большим количеством граждан, так как в настоящее время жители РФ по закону обязаны покупать всё тепло, которое продают им тепловые монополии, а считать своё индивидуальное тепло они могут, но только в своё удовольствие, так как платить обязаны всё равно только по общедомовому счётчику тепла, доступ граждан к которому, по понятным причинам весьма затруднён. Эта ситуация выгодна и недобросовестным управляющим компаниям (УК). А УК оперируют платежами граждан в более чем 80% жилого фонда РФ. Например, недобросовестные УК зимой 2016-2017 годов были пойманы прокуратурами на том, что приписывали к счетам от 5 до 70(!)% суммы именно за отопление, потому что понимают, что реально жилец не имеет возможности проверить - сколько тепла он получил.
Но к каждой УК и ТСЖ не приставишь по прокурору, поэтому они и сейчас практикуют подобные приписки.
При этом все технические возможности считать и платить только за потреблённое тепло как при горизонтальной поквартирной разводке, так и при вертикальной стояковой разводке труб отопления, давно существуют, приборы сертифицированы в РФ, о чём будет подробно сказано ниже. То есть, тепловые монополии, которые получают более половины от каждой квитанции за каждую квартиру в стране, добились для себя исключительных прав, например, воровать из бюджета можно в одиночку и группой лиц, а вот сокращать потребление тепла и экономить на отоплении отчего-то можно только всем вместе, и никак не менее, чем только при оснащении приборами учета тепла всех 100% помещений в доме. Отчего бы не распространить подобные меры и на другие отрасли производства, допустим, обязать граждан РФ покупать все яблоки в Краснодарском крае или все платья из Иваново? Все 100%. Можете не пользоваться, но оплатите, пожалуйста, всё, что произведено. Странно, что данный факт не привлекает к себе внимания антимонопольной службы, которая обязана бороться как раз с монополиями.
И почему можно ставить счетчики воды, электросчетчики и газовые счетчики и рассчитываться по ним от одной квартиры в МКД, а тепловые счетчики можно ставить от одной квартиры, только рассчитываться по ним нельзя, пока они не будут поставлены во всех помещениях МКД. При количестве счетчиков тепла меньшем, чем в 100% помещений в МКД, Минстрой и Правительство заставляют граждан рассчитываться пропорционально площади помещений! При таком подходе к расчетам за тепло о какой-либо мотивации граждан к энергосбережению говорить не имеет смысла! Бережливый гражданин будет продолжать платить за расточительного соседа, регулирующего тепловой режим в квартире форточками!
Конечно, появление 6 декабря 2017 года инициативы Минстроя рассчитываться за тепло от одной квартиры обрадовало огромное количество людей, так как это решение касается кошелька КАЖДОГО гражданина в стране, а доходы населения, согласно статистическим данным, падают уже четвертый год.
В проекте этого постановления было всего две формулы – для жилых помещений и для нежилых. Принятие данного постановления решило бы огромную проблему, которая, кстати, успешно решается во всех развитых и даже не очень развитых странах, аж с конца 1970-х годов – различные устройства, которые за это время также совершенствовались, давно позволяют жителям Германии, Франции, Италии, Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии и огромного количества других, даже, кажется, что во всех европейских странах, кроме России, платить только за реально потреблённую энергию.
Кстати, п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ также гласит, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Одновременно, конечно, в СМИ пошли статьи о том, что посчитать тепловую энергию на отопление в старых домах со стояковой вертикальной разводкой труб отопления невозможно, что это можно делать только в новых домах с горизонтальной разводкой, что вся система теплоснабжения рухнет и чуть ли не дома начнут разрушаться. Хотя в Европе что-то не видно разрухи от почти уже полувекового применения данных устройств в домах с точно такой же вертикальной системой отопления, как и в нашей стране.
Причины и источники появления этих статей понятны, граждане при наличии регуляторов тепла и счетчиков тепла на радиаторах будут экономить в среднем около 30% тепла на отопление, то есть, доходы тепловых монополий снизятся примерно на 30%.
Госстроем России в 2004 году принята «Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты» МДК 4-07.2004, позволяющая производить расчеты за тепло в МКД. Важнейшим положительным фактором для России является то, что такой учет теплоты на основе распределителей и вычислителей тепла может быть применен во всех типах отопительных систем с горизонтальной и вертикальной разводкой труб отопления и по стоимости (около 1000 рублей за один прибор учета) доступен для массового применения при существующем на данный момент уровне оплат за отопление сроки окупаемости оборудования составляют 2-3 года при сроке службы электронных распределителей 10 лет.
Кстати, как видно из названия документа, он позволяет рассчитать именно общедомовые затраты по отоплению, которые в нашем законодательстве просто отменены, а именно в 2016 году в Жилищном кодексе отменены затраты на отопление общих помещений в МКД и в 2015 году ПП№354 внесён пункт 42(1), в котором сказано, что плата за отопление рассчитывается без разделения на личное потребление и общедомовые нужды. То есть, затраты в домах на отопление общих помещений физически есть, но в ЖК РФ и Правилах расчетов за коммунальные услуги их в угоду тепловым монополиям не оказалось.
Этим пунктом тогда был поставлен жирный крест на желании граждан ставить индивидуальные приборы учёта тепла. Вполне естественно, что тепловым монополиям очень не хочется, чтобы их доходы сократились на 30%. Их неприятие этих технологий понятно и, как следствие, понятно появление статей в СМИ о том, что, если гражданам разрешить ставить квартирные приборы учёта тепла, то всё рухнет и дома начнут разрушаться. Непонятно другое – отчего власти принимают законы и подзаконные акты, которые ставят тепловые монополии в исключительно выгодное только им положение, а не встают на сторону граждан, тем более в годы падения доходов граждан? Понятно и то, что у организаций, через которые проходит половина и более денег от каждой квитанции ЖКХ в стране имеются весомые аргументы для всех чиновников всех уровней. Но разве это основание, чтобы, как говорится, держать граждан за дураков?
В СМИ объявили о грядущей революции в ЖКХ, на сайте выложили текст проекта Постановления Правительства, который устраивал всех, кто хочет платить только за своё тепло и, казалось бы, остается только дождаться его подписания и вступления в силу с 01.07.2018 года. Но не тут-то было, 21.02.2018 года на сайте правительства появился «доработанный» текст проекта ПП354, в котором значилось, что при наличии в доме вертикальной системы отопления расчёты за отопление осуществляются только исходя из показаний общедомового теплосчётчика или при оборудовании квартирными приборами учета всех 100% квартир. А ставить квартирные теплосчётчики можно только при горизонтальной системе отопления, но только при наличии технической возможности (и ничего не сказано про то, кто и как определяет эту техническую возможность). Поясню – вертикальная система отопления это более 90% всех домов в стране. В новых домах, начиная с 2012 года теплосчётчики ставятся не более, чем в 25-30% домов, а остальные здания с вертикальной разводкой отопления, правда ставят самые дешевые, китайские приборы, и они потом не используются, но это отдельная тема.
Таким образом, воспользоваться данным постановлением смогут владельцы квартир, в домах с горизонтальной разводкой, которые были построены до 2012 года. Остальные более 90% граждан будут платить за тепло по квадратным метрам жилья при наличии коллективного теплосчетчика, а без него и вовсе по нормативу, независимо от того поставили они или нет допущенные к эксплуатации в соответствии с федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» приборы учета тепла на радиаторы. Гора родила мышь.
При этом все страшилки о невозможности индивидуального учёта тепла при вертикальной разводке являются, мягко говоря, неверными. На сайте Росстандарта можно легко разыскать свидетельство об утверждении типа средств измерений 65036-16 на распределители и вычислители тепла, определяющие тепловую отдачу радиатора, применяющиеся как при вертикальной, так и при горизонтальной разводке труб отопления. Там же можно найти описание типа этого средства измерения, в котором на листе 1 черными буквами по белой бумаге написано, что устройства применяют в жилищном фонде с однотрубными и двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами отопления. Устройства FHKV radio4 вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах. Киловаттчасы очень просто переводятся в рубли, путём умножения на коэффициент перевода в гигакалории и, затем, умножаются на тариф и получается потребление тепла одним радиатором. Это устройство разработано российскими и немецкими специалистами, но есть и российский аналог «Индивид-2». Гражданин легко по показаниям потребления тепла на дисплее сможет контролировать свое теплопотребление и его обмануть недобросовестной УК или РСО уже будет не так просто. Но Минстрой доработанным проектом ПП354 опять запретил расчеты по их показаниям при вертикальной разводке труб отопления в МКД!
Вообще, по нашему мнению, если Председатель правительства Д.А.Медведев подпишет предыдущий вариант проекта постановления, а не «доработанный» Минстроем в пользу тепловых монополий, то в ближайшие же 2 года недостатка в производителях таких устройств не будет. Казалось бы – отличное устройство, которое позволит добиться невиданных высот в энергосбережении, о котором, кстати, очень любят говорить чиновники Минстроя РФ. При этом, когда речь заходит о реализации шагов, направленных на реальное энергосбережение, к которым относится внедрение таких устройств, то Минстрой РФ, по непонятным причинам, гораздо более прислушивается к рассказам о невозможности посчитать тепло в одной квартире в домах с вертикальной системой отопления (хотя весь остальной мир делает это много десятилетий), чем принимает в расчёт уже четвертый год падающие доходы граждан России и официальные документы, подтвержденные соответствующими государственными метрологическими службами, и соответствующим образом «дорабатывает» свои же первоначально верные проекты постановлений правительства.
Представим себе наиболее очевидные последствия подписания «доработанного» варианта проекта постановления правительства: для тепловых и жилищно-коммунальных монополий, которые, к слову, со времен СССР не претерпели никаких организационных реформ, всё остается по-прежнему. Каждый год они прибавляют к счетам граждан от 4 до 10% и ни в каких реформах не нуждаются. Всё у них хорошо. Вместо реформ представители тепловых монополий заявляют о внедрении непонятного большинству населения «правила альтернативной котельной», про которое честно пишут специалисты, что в придачу к обычному ежегодному подорожанию оно прибавит к счетам граждан ещё около 10%. А представители государственных (не государственных тоже) управляющих компаний по-прежнему смогут приписывать к нашим счетам за отопление ещё столько, сколько им вздумается, так как, если в 2016 году не повезло, попались прокуратуре, то в 2018 году, глядишь, и пронесёт. И платить им граждане будут обязаны. Таковы Жилищный кодекс и ПП№354! Лишь несколько тысяч счастливцев, которые купили квартиры в домах с горизонтальной системой разводки труб отопления до 2102 года смогут начать экономить, поставив или узаконив поставленные ранее счетчики тепла. Для объявленной революции в ЖКХ – жидковато.
А теперь представим наиболее очевидные последствия подписания предыдущего постановления, которое позволило бы каждому гражданину поставить в свою квартиру устройства для вычисления тепловой энергии и регуляторы тепла на каждый радиатор. В масштабе страны появятся тысячи рабочих мест, которые будут связаны с производством, продажей, монтажом и обслуживанием индивидуальных приборов учёта тепла самой новейшей разработки. Сами по себе приборы учета ничего не экономят, экономия тепла получается от того, что граждане перекрывают регуляторами свои радиаторы, когда им жарко. А для этого их надо оборудовать регулируемыми клапанами, а то и поменять радиаторы. Таким образом, это придаст позитивный импульс экономике, создав рабочие места в самых разных отраслях. Кстати, эти устройства оборудованы радиомодулями для передачи показаний. В этой области наша страна также на несколько десятилетий отстаёт от развитых стран. А ведь эти технологии появились именно из-за их экономической целесообразности.
Начав внедрять эти устройства, миллионы семей получат весомую ежегодную прибавку к семейному бюджету. Правительство, причем далеко не сразу, хотя бы начнёт понимать - сколько тепла нужно на отопление жилых зданий. Внедрение этих устройств дисциплинирует и управляющие компании, которые наплевательски относятся к экономии отопления, списывая на граждан свои недоработки – от дырявых подъездов, которые отапливают улицы до отсутствия изоляции общедомовых труб отопления. В развитых странах энергосбережение стало значительной частью экономики и наша страна также не станет исключением, если, конечно, не «дорабатывать» подобным образом проекты постановлений Правительства. При этом ни жилые дома, ни системы теплоснабжения не развалятся, так как эти процессы будут происходить не одномоментно, а в течение многих лет (для сравнения счётчики воды в городах за 15 лет поставили около 65-70% квартир) и у тепловых и жилищно-коммунальных монополий будет время, чтобы перестроить свою деятельность.
Хочется также отметить, что когда касающиеся каждого гражданина в стране проекты постановлений правительства, «дорабатываются» подобным образом, это не может не остаться не замеченным избирателями. Ситуация, когда жильцу запрещают считать своё реальное теплопотребление, а деньги взыскивают бесконтрольно, является ненормальной и несправедливой. И ни в какой другой стране таких законодательных новелл не имеется, ведь в первой редакции ПП№354 значилось, что квартирные приборы учета тепла можно было устанавливать от одной квартиры, начиная с 01.01.2015 года. И лишь позднее началось введение мер, которые были нацелены на то, чтобы любым способом запретить гражданам ставить теплосчётчики.
Считаем правильным текст изменений в ПП№354:
1) абзац 3 пункта 42(1) изложить в следующей редакции:
«В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором все жилые или нежилые помещения не оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, распределителями, или в котором имеется вертикальная разводка внутридомовых инженерных систем отопления размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.»;
Какова же цена вопроса при экономии тепла на отопление в РФ? По самым скромным подсчетам среднее сокращение платежей за отопление при применении регуляторов и приборов учета тепла на каждом радиаторе составит 5-6 тысяч рублей в год для средней двухкомнатной квартиры. То есть, более 40 млн. семей, проживающих в МКД, в условиях снижающихся доходов получат ежегодно не менее 240 млрд. рублей дополнительного дохода, который будет направлен гражданами в экономику страны, а не пойдет, как сегодня, в прибыль тепловым монополиям, которая не возвращается в экономику страны и не вкладывается в развитие отрасли! И очень важно, что на такую поддержку десятков миллионов семей не требуется затрат из федерального бюджета!
Таким образом, в наличии имеются все компоненты, необходимые для начала настоящих позитивных изменений в сфере ЖКХ и связанных отраслей экономики, кроме политической воли. Мы знаем волевые качества нашего Президента и хочется быть уверенным, что он сможет их применить для решения насущной проблемы десятков миллионов граждан с расчетами за отопление.
Генеральный директор ООО «Техем»,
канд.техн.наук
Алексей Владимирович Алексеев
*Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме», ID проекта 02/07/12-17/00075989 на сайте http://regulation.gov.ru/projects#npa=75989